БРИТАНСКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Коллекционированием знаков почтовой оплаты посвящали и посвящают свое свободное время многие известные люди. Может быть потому, что на первых почтовых марках большинства стран изображали портрет главы государства, коллекционирование почтовых марок стало буквально королевским хобби. Расскажем немного о филателистических пристрастиях королевских особ родины почтовых марок Британской империи.
В доме № 41 на Девоншир Плейс в Лондоне находится старейшее в мире объединение коллекционеров "Королевское филателистическое общество" (Fellow Royal Philatelic Society, London - FRPSL). Год его основания 1869. В 1906 году король Эдуард VII прибавил к названию слово "королевский". Его сын герцог Йоркский был президентом Общества до вступления на британский трон под именем Георга V (1910), а в 1924 году пожаловал ему право изображать королевский герб на своих деловых бумагах.
Именно Георг V и является основателем королевской коллекции. Георг V, не жалел денег на пополнение королевской коллекции. О Георге V в Англии до сих пор рассказывают следующую историю. За 1450 фунтов стерлингов ко роль приобрел на филателистическом аукционе в Лондоне легендарную марку острова Маврикий 1847 года, одну из наиболее редких марок в мире. Разумеется, эта покупка была сделана инкогнито, Георг V считал, что ему случайно удалось купить эту марку, и очень любил хвастать своим успехом. Однажды, принимая гостей, он рассказал одному из приглашенных друзей, что знает счастливца, который совершил доходную операцию, купив по сказочно низкой цене марку Маврикия. Выслушав рассказ о таинственном человеке, друг сказал, что, наверное, это был кто-то очень легкомысленный и наивный, потому что только такой человек мог заплатить огромную сумму за маленький кусочек бумаги. Георг V рассмеялся и признался, что этот человек - он сам. С той поры король часто рассказывал эту историю. А в королевской коллекции появилась легендарная марка.
В 1922 году на парижском аукционе коллекций Феррари, посредник Георга V проиграл битву за единственный в мире экземпляр Британской Гвианы, который приобрел тогда американский миллионер Артур Хинд. Тут же победитель в поистине американском стиле захотел подарить свое приобретение своему сопернику, королю Георгу V. Но королевская гордость, не позволило ему принять этот дар. Именно тогда королевская коллекция могла пополниться уникальной маркой, а филателистическая судьба Британской Гвианы могла определиться окончательно. Ведь известно, что шедевры королевской коллекции не продаются.
Более чем полвека жизни отдал коллекционированию почтовых марок Георг V. Следует заметить, что король действительно был коллекционером такого класса, что нередко поражал своими обширными познаниями почтовой истории даже знатоков.
Для его преемника Георга VI внимание к филателии было не только данью традиции, которой следуют английские монархи. С детских лет он интересовался почтовыми марками и имел свою собственную коллекцию.Став монархом Георг VI получил к своей "голубой" (альбомы были переплетены голубым сафьяном) коллекции еще и "красную" королевскую, находившуюся в альбомах из красной кожи. Обе они соседствовали в "комнате марок" - специальном помещении Букингемского дворца. Король любил проводить здесь долгие часы, и никто не смел тревожить его, когда он перелистывал страницы, заполненные такими уникумами, от которых бы замерло сердце любого филателиста. Своей привычке Георг VI не изменял и в годы второй мировой войны.
В 1947 году королевская коллекция насчитывала 350 фолиантов, включавших эскизы всех марок Британской империи. Сэр Джон утверждал, что содержимое их бесценно, поскольку не имеет аналогов, но накануне войны, когда в Лондоне устроили выставку к 100-летию "Черного пенни", газеты называли примерную стоимость королевских сокровищ. По некоторым данным, она превышала миллион фунтов стерлингов.
Пополнение коллекции, разместившейся в Букингемском дворце, происходило постоянно. Ее хранитель стремился к тому, чтобы в ней не возникало пропусков. Что же касается редкостей, то они появлялись не только из прошлого, но и из настоящего. Стало неписаным правилом: любая марка, издаваемая в странах Содружества, присылается на рассмотрение монарху.
Известный филателист Э. Глазго в одной из своих статей вспоминает, например, такую историю. В 1948 году в Лондоне отпечатали восемь (два квартблока) марок Сент-Винсента, чтобы отметить серебряный юбилей свадьбы королевской четы. Всю партию погрузили на корабль, направляющийся в Вест-Индию, но судно попало в шторм и затонуло. В альбоме Георга VI оказались уникальные экземпляры, поскольку при переиздании цвет марок изменили.
В 1952 году Георг VI умер, и на трон вступила его дочь - Елизавета II. Я не встречал нигде сведений о филателистических пристрастиях нынешнего монарха Англии. Но Англия - страна, где традиции свято сохраняются многие столетия. А королевская коллекция уже давно является незыблемым символом Британии. Ее знаменитая коллекция регулярно участвует во всех всемирных выставках.
Вот интересный эпизод из выставочной жизни королевы. В 1976 году коллекция королевы Елизаветы II на выставке в Копенгагене получила свою очередную золотую медаль. На той же выставке "Хафния-76" получил аналогичную награду и другой английский коллекционер Фрэнк Дикин. Вместо, того, чтобы радоваться своему успеху, золотой медалист пишет многочисленные жалобы на таможенную службу Англии. Дело в том, что бдительные таможенники требуют заплатить пошлину за ввоз золотой награды на Британские острова. Сумма в шесть фунтов конечно не проблема для маститого коллекционера, но чувство справедливости заставила Ф.Дикина обратиться даже к своей коллеге королеве Елизавете II. А вот предъявила ли таможенная служба Англии подобные требования к самой королеве, история об этом умалчивает.
В 1997 году на всемирной филателистической выставке в Москве коллекцию Елизаветы II могли увидеть и в России.