Москва, Щелковское шоссе, дом 3
ОТРАСЛИ ФИЛАТЕЛИИ

ОТРАСЛИ ФИЛАТЕЛИИ

ОТРАСЛИ ФИЛАТЕЛИИ

Все началось с «генеральной коллекции». Каждый коллекцио­нер стремился иметь в своём альбоме комплект почтовых ма­рок всего мира. Уже в 80-х гг. прошлого столетия появились первые любите­ли, специализировавшие свои коллекции по отдельным странам или группе стран, начавшие исследовать отдельные выпуски. А вскоре стало очевидно, что коллекции "всего мира" собрать не под силу уже никому. Так в филателии стали выделяться отдельные отрасли. 

С началом нашего столетия количество марочных выпусков начало быстро расти. Однако обе группы коллекционеров как «генеральные», так и «специалисты», по-прежнему стремились иметь все марки «в комплекте», независимо от того, шла речь о «всём мире» или об одной стране.После первой мировой войны возникло много новых госу­дарств, оккупированных территорий и территорий, судьба которых зависела от предстоящего плебисцита. Свирепствовала инфляция. Резко возросло количество почтовых марок. Один выпуск буквально следовал за другим. Собрать «полный комплект» становилось всё труднее и труднее.

С созданием регулярной авиапочтовой службы возникла новая отрасль коллекционирования — авиафилателия: собирание авиапочтовых отправлений, документированных применявшимися по этим случаям штемпелями; собирание знаков почтовой оплаты, памятных марок и цельных вещей; собирание цеппелинных марок и почтовых отправлений, перевезённых дирижаблями. После второй мировой войны к этому прибавилось коллекционирование марок, штемпелей и цельных вещей вертолётной воздушной почты, а также отправлений, достав­лявшихся во время пробных ракетных полётов.

Примерно в 1925 г. некоторые коллекционеры стали собирать марки не по странам, а по темам, выраженным в их рисунках. Лет двадцать их презрительно именовали «собирателями картинок» и вообще не признавали за ними права называться филателистами.

Хотя в тематической коллекции трудно отобразить результа­ты филателистических исследований, она всё же может служить ценным познавательным материалом. Это свойство проявляется уже в процессе подбора материала. Если коллекционер предполагает сделать из своей коллекции нечто боль­шее, чем простой подбор марок по принципу одинакового сюжета или группы сюжетов, если он хочет добиться, чтобы коллекция «заговорила», он должен уже в процессе работы над ней изучать специальную литературу по теме. Углублён­ные занятия заставляют его освежить старые и приобрести новые знания. Да и неподготовленный в филателистическом отношении зритель получает при ознакомлении с такой коллекцией марок гораздо больше, чем он мог бы получить при рассматривании обычной хронологической коллекции.

В 1945 г. в филателии выделилась ещё одна отрасль — доку­ментальное коллекционирование. Здесь почтовая марка уже не является единственным объектом собирания. Документаль­ные коллекции призваны отобразить с возможно большей точностью историю страны или города в определённый отре­зок времени. Кроме марок и цельных вещей, в них включают­ся газетные вырезки, фотографии, рекламные открытки, пла­каты, официальные документы и всё прочее, что типично для данной темы.

Кстати, к этому типу коллекций можно отнести также филате­листические собрания, темой которых является история почты и которые состоят исключительно из почтовых карт, почтовых документов, изображений форменной одежды почтовых работ­ников и специальных средств транспорта.

Специальной отраслью филателии является коллекционирова­ние открыток-максимумов («карт-максимумов»), которое практикуется уже свыше 60 лет. Собирание таких открыток пользуется особенной популярностью во Франции, Италия, Польше, Скандинавских странах, Бельгии и Соединённых Штатах Америки.

Настоящая открытка-максимум должна отвечать следующим требованиям: рисунок на открытке и изображение на почто­вой марке должны быть одинаковыми и, более того, по воз­можности объект, изображённый на открытке и на марке, должен быть показан в одном ракурсе. Первой заботой фила­телистов, занимающихся этим видом коллекционирования, становится подыскание подходящей открытки при появлении новой марки. Сравнительно просто эта проблема разрешается в том случае, если на марке дана репродукция какой-нибудь картины, так как многие из них воспроизведены на открыт­ках.  

Марка наклеивается на один из углов лицевой стороны от­крытки и гасится штемпелем. При этом строго соблюдается условие: применяемый штемпель обязательно должен иметь отношение к рисунку на открытке и на марке. Скажем, на от­крытке-максимуме с изображением портрета какого-нибудь известного лица может быть сделан оттиск штемпеля места его рождения, смерти или долголетнего пребывания.

Жела­тельно гашение специальными памятными штемпелями. Для открыток с изображением архитектурных сооружений и по­добных сюжетов могут применяться лишь штемпеля того пункта, где эти Сооружения находятся. Если на открытке изо­бражено какое-либо определённое судно, то лучше всего га­сить её штемпелем соответствующего судового почтового от­деления.

Марки на письмах и цельные вещи с напечатанными на них знаками почтовой оплаты также пользуются любовью многих коллекционеров. Целые письма и цельные вещи служат очень хорошим средством оживления коллекции.

Вот так филателисты во всём мире занимаются собиранием своих коллекций. Одна из них редко бывает похожа на дру­гую, так как мало что носит такой резкий отпечаток индиви­дуальности, как коллекция почтовых марок. Различия начи­наются с оформления и кончаются количеством и богатством материала.

Если не принимать во внимание минимальных требований, которым должна отвечать любая выставленная коллекция, то не существует никаких «патентованных правил» того, как она должна быть построена. По этой причине и наш обзор имел целью лишь в самых общих чертах показать, как и что собирают филателисты. Дать полный обзор нет ника­кой возможности, ибо после рождения тематического коллек­ционирования в филателии появилось слишком много дорог, и все они разные.  

Возврат к списку